Маршруты
Священная гора Бархан-Уула. Фото minpriroda-rb.ru
3054
Священная гора Бархан-Уула. Фото minpriroda-rb.ru
Рейтинг
(0 голосов)
Путешествие в буддийский мир Баргузина
Забронировать

Информация

Баргузинская долина – это уникальный уголок Бурятии, где на протяжении веков баргузинские буряты творят свою неповторимую локальную культуру. Буддизм здесь появился по археологическим данным в седой древности вместе с кочевыми монгольскими племенами. Нынешние баргузинские буряты переселились сюда с верховьев рек Лены и Анги в 18-19 веках и также приняли новую веру – буддизм. Официальным началом считается приезд в Баргузин известного хоринского йогина – предсказателя Молон–Багши, который провёл первый молебен в 1807 году. В 1828 году был построен большой дацан в местности Бургали (Бурогол) на степном плато Куйтуны. Он получил название Гандан Шаддолин и Жамсарана сахюусана. Позднее его перенесли в местность Саган–Нур, а в 1923 на северную сторону Баргузинской долины к подножю священной горы Бархан.


В 30-е годы XX-го века дацан был разрушен и, по рассказам старожилов, священные буддийские книги и обрядовая утварь были спрятаны в местности Униган. В 1996 году в этой местности при заготовке дров житель улуса Ярикто нашёл шкатулку с буддийской реликвией. Он положил шкатулку на место и эта история забылась.

Весной 2005 года об этой находке тало известно Хамбо Ламе Д. Аюшеву, и 2 мая 2005 года ламы и несколько местных жителей начали поиски в лесу на том месте, где была спрятана шкатулка. В шкатулке оказалась буддийская ритуальная пирамидка «саса» - ступа тысячи Будд и она указывала на особое значение этого места, как на место пребывания богов. Вот что рассказывает Хамбо Лама Дамба Аюшев: «2 мая 2005 года, 24 числа месяца дракона по лунному календарю, когда мы возвращались из Курумканского дацана, нас встретили на дороге жители Ярикто и мы поднялись наверх к подножию горы Уулзаха. Оказывается, жители Ярикто и духи-хранители этого места, с 1996 года сохраняли маленькую «ступу тысячи Будд».

Рассказывают очевидцы: «Когда Хамбо Лама простукивал камень, он вдруг застыл в изумлении и затем воскликнул: «Эндэмнэй Бурхан суужа байна!!!» - «Здесь сидит Бурхан!».  Затем он начал спрашивать у нас, видим ли мы и мы увидели, но каждый по-своему и неуверенно, тогда  Хамбо Лама закрыл глаза и начал читать молитвы и изображение как будто начало проявляться ярче. Некоторым она казалась танцующей, другим беременной, а некоторым с ребёнком на руках»

И действительно, богиня Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты. Рядом располагаются защитники богини, многие видят слона с правой стороны от Янжимы, некоторые видят с левой стороны очертания медведя.

Место проявления лика богини Янжимы было местом медитации Великого йогина – IX настоятеля Баргузинского дацана Цыдена Соодоева, перерожденца буддийского философа II века нашей эры Нагарджуны. Информация об этом месте была строго охраняемой и передавалась через старых лам.

Цыден Соодоев (1846-1916 гг.) – Соодой Лама(Ундэр багша – высокий учитель). X  Ширээтэ лама Баргузинского дацана с 1894 по 1901 гг. – перерожденец великого индийского махасиддха Нагарджуны, мастер учения-йогин владевший магическими силами – сидхами, ясновидец и пророк, лекарь.

Вера – это совершенно неизученная современной наукой энергия, которая оказывает колоссальное влияние на человеческий организм. Вера – это своеобразная модель некой структуры, которая существует в человеческом воображении, по образцу и подобию которой перестраиваются все жизненные системы человека. Чем сильнее вера – тем сильнее она воздействует на нас. Ведь это очень сложно – поверить, поверить полностью, абсолютно вчистую – не оставить даже малейшего сомнения, поверить до самой глубины души. Вера должна быть выстраданной. Вся суть человека должна уйти в неё словно в раковину – только тогда человек будет вознаграждён – или возвращённым здоровьем, или необыкновенной силой духа, или фантастической живучестью. Да мало ли на что ещё способен истинно верующий. Мы все становимся свидетелями этого, когда истинное поклонение богине Янжиме дарует людям здоровье, благополучие, детей, удачу.

Тибетское имя Янжимы – Янченма указывает на её статус супруги Манджушри, Батхисаттвы Великой Мудрости. Богиня Янжима не очень известна в Бурятии, её индийское имя Сарасвати. Это великая богиня, покровительница искусств, наук, ремёсел и мудрости, легендарная создательница древнеиндийского языка – санскрита, давшего начало всем современным языкам индоевропейской семьи, в которую входят английский, немецкий, прибалтийский, славянский и другие языки Европы. Верующие буддисты боготворят Сарасвати как учителя всех без исключения видов искусств, которая дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие и тонкий ум.

Буддийский мир Баргузина – это мир тысячи Будд, как будто разлитый в самом воздухе, который лёгким дуновением ветра со священных вершин Баргузинского хребта, неуловимо приятным запохом цветущих трав и цветов, удивительными по красоте панорамами природы приветствует всех гостей Баргузинской долины.

 

Администрация Баргузинского района Республики Бурятия.

Т. 8 (30131) 41-3-22

 

 

 

 

Маршрут

Галерея

Нет галереи
Войдите, чтобы оставить отзыв