Дельта реки Селенги
12217
Дельта реки Селенги

Информация

Река Селенга состоит в списке природных объектов планетарной значимости, а ее дельта, входящая в Центральную охранную зону озера Байкал, объявлена участком территории всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из числа впадающих в озеро рек Селенга является самой полноводной. Мощный поток у самого Байкала резко сбавляет скорость своего течения и растекается на ряд русел, перемоев, проток и небольших ручейков, постоянно меняющих очертания своих берегов и положение. Сама дельта реки вдается в глубочайшее озеро на два десятка километров, по ширине растекаясь на все сорок. Если же учитывать заливы Провал и Сор-Черкалово, окаймляющие дельту по бокам, то ширина ее увеличится еще на 20 км, достигнув в итоге 60-километровой ширины.

 

Дельта реки Селенга представляет собой мелкое болотистое водное пространство, заросшее камышом и рядом других водолюбивых растений. Изредка здесь встречаются периодически затопляемые островки, еще реже можно отыскать незатопляемые места. Обилие камыша, травы и воды привело к тому, что здесь проживает огромное количество различной живности – рыбы, пернатых, насекомых и земноводных.

От Байкала постоянно меняющая свои границы дельта Селенги отделена рядом песчаных островков, так называемой Длинной Каргой («карга» общее местное название островов). Острова разделяются проливчиками, по местному именующихся «прорвами». Территория между дельтой и Длинной Каргой весьма мелководна. Везде из воды торчат занесенные сюда Селенгой кустарники и остатки деревьев, повсюду бурно растут водоросли.

Людей в этом районе живет немного: слишком мало пригодной земли. Подходящие для проживания земли есть только возле заливов. На берегу Сор-Черкалово находятся два поселка – Истомино и Исток, да в заливе Провал два – Дулан и Оймур. В самой же дельте можно отыскать только единичные домики охотников и рыболовов. Малолюдность этого района объясняется двумя крупными событиями, произошедшими здесь и изменившими облик низовья реки. Первое – это землетрясение 1861 года. Последствием его стало то, что Цаганская степь опустилась ниже уровня Байкала и была затоплена им. В этом месте появился залив Провал. Второе – сооружение Иркутской ГЭС, отчего уровень воды в Байкале несколько поднялся, затопив годные для использования обширные травяные луга и ряд небольших островков. До подъема воды на них во время массового прохода омуля останавливались рыболовецкие ватаги и ловили рыбу. Именно отсюда пошло знаменитое выражение «омулевые бочки». Живших в этих местах людей выселили кого к родственникам, кого – в специально для этого построенный поселок Истомино.

Из-за особенностей дельты Селенги прохождение по ней всех видов судов становится очень сложной задачей. Это можно сделать только несколькими судоходными фарватерами и протоками. Продвижение же по мелководью сложно из-за прячущихся в воде концов ветвей деревьев и сучьев, представляющих реальную угрозу для туристических байдарок и катамаранов. Кроме того, массово разросшиеся водоросли цепляются за выступы на корпусах лодок. Едва ли не ежеминутно приходится останавливаться и очищать от водорослей винты моторных лодок. Чтобы проплыть вдоль дельты Селенги, маршрут следования надо прокладывать несколько мористее Длинной Карги. Однако здесь есть некоторые сложности. Высота самой Карги над уровнем озера всего несколько сантиметров, что очень осложняет определение местоположения, а в случае сильного ветра в сторону иркутского берега, вода полностью захлестывает острова, что мешает хоть как-то зацепиться за землю.

Кромка дельты Селенги очень однообразна, и определить местонахождение можно только, проведя специальные штурманские расчеты. Сейчас, правда, хорошо помогают приборы ГЛОНАСС или GPS. Проходя внутренними протоками дельты, следует точно определять точки входа из озера в судоходные протоки реки. Самым проверенным и проработанным в этом смысле является судоходный проход через Шумиху.

В свое время в Улан-Удэ на судостроительном заводе строили корабли, которые по Селенге спускались в Байкал по судоходным протокам, и по ним же поднимались обратно для прохождения плановых ремонтов.