Дацаны
Сартул-Булагский дацан "Гэдэн Пунцоглинг"

Сартул-Булагский дацан "Гэдэн Пунцоглинг"

Основан в году

Тибетское название - "Гэдэн Пунцоглинг", что переводится как "Обитель, полная совершенств и благодеяний". Расположен в Джидинском районе Республики Бурятия, в его приход входят множество сел, таких как Оёр, Верхний Торей, Нижний Торей, Верхний Бургултай. Название его переводится как «Обитель, полная совершенств и благодеяний» В апреле 2006 года Глава Буддийской традиционный Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, пребывая на месте разрушенного в прошлом веке дацана, благословил начало работ по восстановлению. 

Сейчас на территории дацана построен и функционирует дуган (храм) Сахюусан, завершается возведение дугана Дэмчог, начаты работы по возведению большого Цогчен дугана, основание которого в дореволюционное время было изготовлено из целебных веществ, которые входят в рецептурники буддийских лекарей и благотворно влияют на здоровье верующих.


История
Дацан был построен в дореволюционное время. Известно, что основание главного храма (Цогчен-дугана) создавалось с добавлением целебных веществ, которые входят в рецептуры буддийских эмчи-лам (врачей) и благотворно влияют на здоровье. Был разрушен в 1930-е гг., как и другие дацаны.


Современность
В 2006 г. началось возрождение дацана. Построен и функционирует Сахюусан-сумэ (Храм Защитников Учения), Дэмчог-сумэ, начаты работы по возведению большого Цогчен-дугана.
В дацане проводятся традиционные службы и хуралы.

Ширэтээ (настоятель) дацана - Баиржап-лама (Раднаев Баяржап Доржиевич). Назначен Указом Пандито Хамбо ламы от 2006 г. Пройдя обучение в Буддийском Университете "Даши Чойнхорлин" им. Дамба Даржа Заяева, в возрасте 22 лет он возложил на себя обязанности и нелегкий труд в деле восстановления богатого прошлого Сартуул-Булагского дацана. Под его руководством за короткий период было проведена колоссальная работа по восстановлению и функционированию дацана, отреставрировано, возведено и освящено множество ступ, налажено регулярное проведение молебнов (хуралов) и многое другое.

 

Хуралы дацана

Хурал "Отошо"

Посвящен Будде Медицины (Будда Исцеления)
Служится в 8-й день лунного месяца. 

«Отошо» переводится с бурятского языка как Будда Медицины. Во время хурала читаются молитвы во благо всех живых существ, за долгую жизнь, исцеление и выздоровление. Этот день считается благоприятным для всех благих деяний, так как плоды от совершенных деяний увеличиваются в сотни раз.


Также во время хурала проводится ритуал по ушедшим из жизни. Он совершается для того, чтобы умерший быстро и беспрепятственно обрел новое рождение в счастливой участи – мирах людей или богов. Считается, что после смерти каждое существо попадает в промежуточный мир «бардо». Если при жизни оно накопило недобродетели, то в состоянии бардо оно испытает нестерпимую боль и ужас от устрашающих кармических видений. Обряд во время хурала Отошо состоит из нескольких частей, во время которых последовательно проводятся очистительные ритуалы, декламируются тексты-разъяснения для того, чтобы странник в бардо осознал свою смерть, устранил смятение и беспрепятственно обрел новое благоприятное рождение. 

Лхамо, Жамсаран.

Молебен, посвященный гениям-хранителям буддизма Шридэви и Бэгцзэ, культ которых очень широко распространен в Бурятии. Шридэви является воплощением богини мудрости и красноречия Сарасвасти, а Бэгцзэ – будды долголетия Амитабхи. Они, как и большинство гениев-сахюусов, предстают в устрашающем облике, что символизирует их активное и действенное милосердие. Данный хурал по структуре аналогичен хуралу «Гомбо Сахюсан», только поклонение и подношение совершают, обращаясь к Шридэви и Бэгцзэ. Обряд «Мамо Туган» совершается от имени Шридэви для того, чтобы успокоить существ тонкого мира – мамо и дакинь. Из-за неблагоприятной общей кармы среди мамо и непросветленных дакинь начинаются раздоры, это в свою очередь вызывают эпидемии, общественную дисгармонию и т.п. Кроме того, они могут, разгневавшись, преследовать какого-нибудь определенного человека и его семью. В подобных ситуациях возникает необходимость их умиротворить. Проводится хурал ежемесячно 29 числа по лунному календарю, в особый день сахюусов, благоприятный для подавления всего плохого. Поэтому верующие, родовыми покровителями которых являются данные божества, а также люди, желающие избавиться от негативного влияния, привнесенного оскверненной пищей, одеждой, алкоголем и т.п., могут внести свои имена в списки прихожан и присутствовать на хурале. Проводятся также обряды «сэржэм» и «далга»; следует приносить свежий, густо заваренный чай и сладости. 

Мандал Шива.
«Подношение Четырех Мандал», – молебен, посвященный богине Таре. Шъяма Тара (Зеленая Тара, Ногоон Дара Эхэ, Долма) выражает мистическую активность и деятельное сострадание всех будд, и она незамедлительно отзывается на молитвы всех страждующих. На данном хурале четыре раза подносится мандала, – подношение, символизирующее богатства вселенной; первый – всем учителям, Буддам и божествам, последующие – Таре, а также многократно читается молитва «Поклонение 21 Таре». Обряд подношения мандалы способствует обретению неизмеримой добродетели, поэтому люди, которых преследуют проблемы, проистекающие от недостатка положительной кармы (продолжительная болезнь, ослабленная жизненная энергия, бесплодие, отсутствие гармонии в личной и семейной жизни и т.п.), могут вносить свои имена и присутствовать на хурале. Хурал проводится дважды в месяц 10 и 30 числа по лунному календарю. На хурале совершается обряд «далга», поэтому необходимо приносить сладости (можно фрукты), нет надобности приносить водку, чай, молоко. 

Цэдуб.
Молебен за здравие и укрепление жизненной энергии, посвященный богине долголетия Ушнишавиджае (Виджае). В начале хурала ламы, читая соответствующие молитвы, созерцают неразличимость собственной индивидуальности и божественной сущности Виджаи. Потом приглашают ее со свитой в пространстве перед собой и совершают так называемую «тысячу подношений», смысл которого заключается в том, что приготовленные продукты, молоко и др. мистической силой богини трансформируются в поддерживающую биоэнергию питание и нектар. В заключении совершается ритуал «Часум», для устранения различных мешающих факторов. На хурале также совершают обряд «далга», поэтому следует приносить сладости (конфеты драже, фрукты и др.), водку, чай, молоко для обряда «сэржэм» приносить не нужно. Хурал проводится дважды в месяц 2 и 23 числа по лунному календарю.


Контакты, адрес:
Жамцуев Солбон Владимирович,Даши-Нима Лама Тел.: +79247595738
Гармаев Баир Петрович, Баир-Лама Тел.: +79503985686

официальный сайт: http://sartuul.ru/

 

Россия,Республика Бурятия, Джидинский район, с. Оёр
Раднаев Баяржап Доржиевич (Баяржаб Ламхэ)
+79247777173, +79025343333